• 0
preloader

Принцип работы гидравлической тормозной системы автомобиля

Принцип работы гидравлической тормозной системы автомобиля
22.01.2018
Статьи
Время чтения - 6 минут

Содержание:

    Гидравлический тип тормозной системы используют на легковых автомобилях, внедорожниках, микроавтобусах, малогабаритных грузовиках и спецтехнике. Рабочая среда - тормозная жидкость, 93-98% которой составляют полигликоли и эфиры этих веществ. Остальные 2-7% - присадки, которые защищают жидкости от окисления, а детали и узлы от коррозии.

    Схема гидравлической тормозной системы

    Схема гидравлической тормозной системы

    Составные элементы гидравлической тормозной системы:

    • 1 - педаль тормоза;
    • 2 - центральный тормозной цилиндр;
    • 3 - резервуар с жидкостью;
    • 4 - вакуумный усилитель;
    • 5, 6 - транспортный трубопровод;
    • 7 - суппорт с рабочим гидроцилиндром;
    • 8 - тормозной барабан;
    • 9 - регулятор давления;
    • 10 - рычаг ручного тормоза;
    • 11 - центральный трос ручного тормоза;
    • 12 - боковые тросы ручного тормоза.

    Чтобы понять работу тормозов, рассмотрим подробнее функционал каждого элемента.

    Педаль тормоза

    Это рычаг, задача которого - передача усилия от водителя на поршни главного цилиндра. Сила нажатия влияет на давление в системе и скорость остановки автомобиля. Чтобы уменьшить требуемое усилие, на современных автомобилях есть усилители тормозов.

    Главный цилиндр и резервуар с жидкостью

    Центральный тормозной цилиндр - узел гидравлического типа, состоящий из корпуса и четырех камер с поршнями. Камеры заполнены тормозной жидкостью. При нажатии на педаль, поршни увеличивают давление в камерах и усилие передается по трубопроводу на суппорты.

    Над главным тормозным цилиндром расположен бачок с запасом “тормозухи”. Если тормозная система протекает, уровень жидкости в цилиндре уменьшается и в него начинает поступать жидкость из резервуара. Если уровень “тормозухи” упадет ниже критической отметки, на приборной панели начнет мигать индикатор ручного тормоза. Критический уровень жидкости чреват отказом тормозов.

    Вакуумный усилитель

    Тормозной усилитель стал популярный благодаря внедрению гидравлики в тормозные системы. Причина - чтобы остановить автомобиль с гидравлическими тормозами нужно больше усилий, чем в случае с пневматикой.

    Вакуумный усилитель создает вакуум с помощью впускного коллектора. Полученная среда давит на вспомогательный поршень и в разы увеличивает давление. Усилитель облегчает торможение, делает вождение комфортным и легким.

    Трубопровод

    В гидравлических тормозах четыре магистрали - по одной на каждый суппорт. По трубопроводу жидкость из главного цилиндра попадает в усилитель, увеличивающий давление, а затем по отдельным контурам поставляется в суппорты. Металлические трубки с суппортами соединяют гибкие резиновые шланги, которые нужны, чтобы связать подвижные и неподвижные узлы.

    Тормозной суппорт

    Узел состоит из:

    • корпуса;
    • рабочего цилиндра с одним или несколькими поршнями;
    • штуцера прокачки;
    • посадочных мест колодок;
    • креплений.

    Если узел подвижный, то поршни расположены с одной стороны от диска, а вторую колодку прижимает подвижная скоба, которая движется на направляющих. У неподвижного тормозного суппорта поршни расположены по обе стороны диска в цельном корпусе. Суппорта крепят к ступице или к поворотному кулаку.

    Тормозной суппорт с ручником

    Задний тормозной суппорт с системой ручного тормоза

    Жидкость поступает в рабочий цилиндр суппорта и выдавливает поршни, прижимая колодки к диску и останавливая колесо. Если отпустить педаль, жидкость возвращается, а так как система герметичная, подтягивает и возвращает на место поршни с колодками.

    Тормозные диски с колодками

    Диск - элемент тормозного узла, которые крепится между ступицей и колесом. Диск отвечает за остановку колеса. Колодки - плоские детали, которые находятся на посадочных местах в суппорте по обе стороны диска. Колодки останавливают диск и колесо с помощью силы трения.

    Регулятор давления

    Регулятор давления или, как его называют в народе, “колдун” - это страхующий и регулирующий элемент, который стабилизирует автомобиль во время торможения. Принцип работы - когда водитель резко нажимает на педаль тормоза, регулятор давления не дает всем колесам автомобиля тормозить одновременно. Элемент передает усилие от главного тормозного цилиндра на задние тормозные узлы с небольшим опозданием.

    Такой принцип торможения обеспечивает лучшую стабилизацию автомобиля. Если все четыре колеса затормозят одновременно, автомобиль с большой долей вероятности занесет. Регулятор давления не дает уйти в неконтролируемый занос даже при резкой остановке.

    Ручной или стояночный тормоз

    Ручной тормоз удерживает автомобиль во время остановки на неровной поверхности, например, если водитель остановился на склоне. Механизм ручника состоит из ручки, центрального, правого и левого тросиков, правого и левого рычагов ручного тормоза. Ручной тормоз обычно соединяют с задними тормозными узлами.

    Когда водитель тянет за рычаг ручника, центральный тросик натягивает правый и левый тросики, которые крепятся к тормозным узлам. Если задние тормоза барабанные, то каждый тросик крепится к рычагу внутри барабана и придавливает колодки. Если тормоза дисковые, то рычаг крепится к валу ручного тормоза внутри поршня суппорта. Когда рычаг ручника в рабочем положении, вал выдвигается, нажимает на подвижную часть поршня и прижимает колодки к диску, блокируя задние колеса.

    Это основные моменты, которые стоит знать о принципе работы гидравлической тормозной системы. Остальные нюансы и особенности функционирования гидравлических тормозов зависят от марки, модели и модификации автомобиля.

    Содержание:

      Похожие статьи

      Замена тормозных колодок и дисков Замена тормозных колодок и дисков
      29.12.2023
      Статьи
      Тормозная система
      Ремонт тормозных дисков Ремонт тормозных дисков
      27.11.2023
      Статьи
      Тормозная система
      Ремонт тормозных суппортов Ремонт тормозных суппортов
      29.09.2023
      Статьи
      Тормозная система

      записаться на сервис

      Отправляя форму, я соглашаюсь с условиями оферты оказания услуг