• 0
preloader

Как исправная рулевая колонка может спасти вашу жизнь?

Как исправная рулевая колонка может спасти вашу жизнь?
26.03.2018
Статьи
Время чтения - 10 минут

Содержание:

    Максимальная безопасность водителя и пассажиров – главная цель, к которой стремятся все мировые автомобильные производители (кроме АвтоВАЗ). Чтобы защитить своих клиентов, автомобильные компании регулярно совершенствуют системы активной и пассивной безопасности выпускаемых автомобилей.

    Системы активной безопасности предотвращают аварийные ситуации на дороге. К средствам пассивной безопасности относятся устройства и системы, которые снижают риск травм при ДТП для водителя и пассажиров.

    Тема этой статьи - травмобезопасный вал рулевой колонки (узел рулевого управления и устройство пассивной защиты), его конструкция и функции. Мы расскажем, кто первым спроектировал травмобезопасный вал и почему так важно всегда поддерживать этот узел в исправном состоянии.

    А в конце статьи мы откроем секрет о том, как справиться с неисправностями вала рулевой колонки.

    Травмобезопасный вал - история происхождения

    Травмобезопасное рулевое управление в 1952 изобрел венгерский конструктор Бела Барени, который с 1939 по 1972 год работал в немецкой автомобильной компании Mercedes-Benz. Барени запатентовал более 2000 изобретений, большинство из которых были связаны с системами пассивной безопасности автомобиля.

    Создатель системы пассивной безопасности Бела Барени

    Бела Барени - конструктор автомобилей Mercedes-Benz и отец систем пассивной безопасности

    Идея венгра заключалась в следующем: конструировать автомобили, которые будут состоять из трех зон. Переднюю и заднюю зоны назвали зонами деформации, которые при аварии принимали весь удар на себя.

    Средства пассивной защиты, которые предложил Барени, должны были уменьшить последствия ДТП для водителя и пассажиров. Концепции Барени впервые внедрили на автомобиле Mercedes-Benz W120 “Ponton”.

    Мерседес-Бенц W120 Ponton

    Mercedes-Benz W120 “Ponton”

    Первый серийный автомобиль, в котором использовали пассивные системы безопасности, компания выпустила в 1959 году. Модель назвали Mercedes-Benz W111. Он стал первым в истории транспортным средством с травмобезопасным валом рулевой колонки. С тех пор узел неоднократно меняли и совершенствовали, но общие принципы, которые заложил в одну из своих разработок Бела Барени, по сей день сохранились.

    Mercedes Benz W111 - первое серийное авто с средствами пассивной безопасности

    Mercedes Benz W111 - первый серийный автомобиль, оснащенный средствами пассивной безопасности

    Конструкция и принцип работы травмобезопасного вала

    Травмобезопасный вал рулевой колонки современного автомобиля состоит из 4 элементов:

    • верхний карданный шарнир или крестовина;
    • шлицевая втулка;
    • шлицевой вал;
    • нижний карданный шарнир или крестовина.

    Разобранный травмобезопасный вал

    Травмобезопасный вал в разобранном виде

    Все элементы узла делают из прочных и износоустойчивых металлических сплавов.

    Как делают травмобезопасный вал рулевой колонки:

    • вал и втулку с шлицевыми креплениями отливают в высокоточных формах;
    • полученные заготовки закаляют, чтобы узел получился прочным;
    • охлажденные детали подгоняют друг под друга на расточном станке и полируют, чтобы увеличить стойкость металла к коррозии и механическому износу и придать элементам товарный вид;
    • на специализированном прессе вал запрессовывают внутрь втулки;
    • полученный узел проверяют на диагностическом стенде, который проверяет степень подвижности и передаваемой нагрузки элементов вала;
    • после этого в посадочные места на концах узла запрессовывают карданные шарниры (крестовины), с помощью которых вал крепится к рулевой колонке и рейке;
    • узел еще раз проверяют, после чего, если нужно, красят.

    Травмобезопасные валы отличаются по размерам и типам шлицевых соединений, которые зависят от особенностей конструкции автомобилей. Однако в общем виде травмобезопасный вал рулевой колонки в сборе выглядит так:

    Травмобезопасный вал в обычном и сложенном в результате удара виде

    Травмобезопасный вал в обычном и сложенном (например, от удара) виде

    В середине-конце XX века травмобезопасные валы делали по другим принципам и существовало большое разнообразие конструкций, что также отражалось на принципах работы. Со временем телескопический вал, о производстве которого мы только что рассказали, вытеснил “конкурентов”. Сейчас вал телескопического типа устанавливают во все автомобили независимо от типа рулевой колонки.

    Принцип работы травмобезопасного вала рулевой колонки современного автомобиля:

    • если во время ДТП удар затрагивает рулевую рейку, вал складывается, как телескоп, и гасит инерцию удара;
    • если хода вала недостаточно, чтобы полностью погасить удар, в дело вступает сама конструкция рулевой колонки. Травмобезопасная рулевая колонка автомобиля оборудована двумя крестовинами, которые находятся на концах травмобезопасного вала и соединяют рулевой вал колонки и распределитель рейки в единую конструкцию. Крестовины соединяют валы узлов под небольшим углом (до 15°) друг к другу. Благодаря такой конструкции при сильном ударе колонка складывается, вместо того чтобы врезаться в грудную клетку водителя.

    Углы между рулевой колонкой, травмобезопасным валом и распределителем

    Углы между колонкой, травмобезопасным валом и распределителем рейки

    С технической информацией закончили. Но осталась еще одна тема, которую мы не обсудили - что делать, если травмобезопасный вал неисправен?

    Ремонт травмобезопасного вала рулевой колонки

    Недавно на нашем YouTube-канале появился видео-ролик, в котором мы рассказали об уникальной услуге по ремонту травмобезопасного вала рулевой колонки на примере автомобиля Ford Fiesta. Если кто не смотрел или хочет освежить память, смотрите видео на нашем YouTube-канале.

    Услуга называется уникальной по той простой причине, что кроме нас в Украине больше никто таким ремонтом не занимается. Другие СТО предлагают заменить неисправный травмобезопасной вал, но за ремонт не берутся.

    Почему эта услуга есть только у нас:

    • у нас есть необходимое специализированное оборудование и инструменты;
    • работу такой сложности может выполнить только опытный автомеханик, который знает точную конструкцию вала и понимает куда смотреть, что крутить и как ремонтировать;
    • новый травмобезопасный вал стоит в 8-10 раз дороже, чем ремонт. Другим СТО просто не выгодно предоставлять эту услугу. Зачем, если можно заработать больше и не рисковать своей репутацией?

    Услуга уникальная также благодаря особенным условиям гарантии: на уникальную услугу по ремонту травмобезопасного вала мы даем гарантию 6 месяцев без ограничений по пробегу.

    Рулевая колонка с электроусилителем и травмобезопасным валом торговой марки TRW

    Рулевая колонка с ЭУР и травмобезопасным валом торговой марки TRW для автомобилей VolksWagen

    Ржавчина и невнимательный водитель - главные враги травмобезопасного вала. Пример: зимой вы сели в машину и не сбили снег с обуви. В теплом салоне снег тает, а образовавшаяся вода попадает в пространство за педалями, где и находится вал. Узел ржавеет, закисает и изнашивается. О том, что узел неисправен, вы узнаете:

    • по хрусту и стуку при повороте руля;
    • когда при повороте руль застрянет в одном положении.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Травмобезопасный вал не только защищает вас от последствий аварии, но и компенсирует угол между рейкой и колонкой. Чтобы рулевое управление работало исправно и автомобиль слушался руля, вал должен свободно двигаться.

    Последствия неисправностей травмобезопасного вала:

    • вы теряете контроль над автомобилем, машина ведет себя непредсказуемо;
    • руль заклинивает;
    • отключается электроусилитель руля, расположенный на рулевой колонке;
    • усилитель руля (гидравлический или электрический) перегружен и элементы усилителя быстрее изнашиваются;
    • элементы рулевой рейки и колонки ржавеют;
    • при глубокой коррозии шлицевые соединения травмобезопасного вала разрушаются и вал узла болтается во втулке;
    • также при глубокой коррозии в случае ДТП заклинивший вал может не сложиться до конца. В результате водитель получит серьезные травмы и сильно пострадает колонка, которая приняла на себя инерцию удара.

    Ржавчина на соединении травмобезопасного вала является одной из основных причин хруста руля

    Ржавчина на шлицевом соединении травмобезопасного вала - одна из причин хруста во время поворотов руля

    А теперь об услуге. К сожалению, мы не можем полностью раскрыть секрет и описать все этапы ремонта травмобезопасного вала на СТО Master Service, так как это коммерческая тайна. Но об основных моментах расскажем:

    • вначале механик СТО проверяет состояние узлов рулевого управления;
    • если руль стучит или застревает из-за ржавчины на валу, мастер отсоединяет узел от колонки и рейки, чтобы отдать вал в ремцех;
    • в ремонтном цеху другой механик распрессовывает шлицевое соединение вала и очищает элементы узла от ржавчины;
    • затем места шлицевых креплений вала смазывают и спрессовывают на специальном станке-прессе;
    • если ржавчина повредила крестовины, мастер меняет крепежные элементы на новые, после чего устанавливает травмобезопасный вал на автомобиль.

    Если шлицевое соединение травмобезопасного вала повреждено глубокой коррозией и ремонт не целесообразен, мастер СТО предложит заменить узел. Однако, чтобы довести вал до такого состояния, нужно не один месяц ездить с неисправным узлом и терпеть неприятный хруст и стук.

    Мы советуем при первых признаках неисправностей рулевой колонки и всей системы рулевого управления обращаться на диагностику в специализированные СТО, чтобы уберечь себя, своих близких и других участников дорожного движения от непредвиденных происшествий на дороге.

    записаться на сервис

    Отправляя форму, я соглашаюсь с условиями оферты оказания услуг