1. Главная
  2. Новости
  3. Ремкомплекты рулевой рейки
  4. Ремкомплект - маленький, но важный

Ремкомплект - маленький, но важный

Автор: 781

На СТО часто говорят “нужно заменить ремкомплект”. А что это за комплект такой, и что будет, если забить и не менять его?

Что такое ремкомплект?

Ремкомплект - это набор пластиковых, металлических и резино-технических изделий, которые защищают рулевую рейку от воды, песка и реагентов. Ремкомплекты используются в мелком или частичном ремонте, при проведении ТО.

В рулевом управлении используют комплекты запчастей для ремонта:

  • рейки с ГУР и ЭУР;
  • рейки без усилителя (“сухая” рейка);
  • редуктора с ГУР;
  • насоса ГУР отдельно.

Ремкомплект рулевой рейки с гидроусилителем

Ремкомплект для рейки с ГУР

Какие бывают ремкомплекты

Соответственно, наполнение ремкомплектов отличается. Стандартный ремкомплект рулевой рейки с ГУР будет таким:

  • два силовых сальника высокого давления - которые выдерживают давление масла;
  • втулки опорные, которые держат рулевой вал (как правило пластиковые);
  • подшипники (в расширенном комплекте);
  • резиновые кольца на втулку вала;
  • тефлоновые колечки, которые стоят на поршне.

Для редуктора с ГУР свой ремкомплект:

  • набор сфер (шариков) для червяка;
  • сальники;
  • тефлоновые кольца;
  • резиновые кольца;
  • прокладка.

С рейкой без усилителя все просто - в составе ремкомплекта резиновые колечки и опорная втулка.

Отдельно для насоса ГУР есть ремкомплект, в него входят:

  • сальники;
  • прокладки;
  • резиновые колечки;
  • втулка.

Замена ремкомплекта рулевой рейки с ЭУР - дело сложное, ведь такое вмешательство подразумевает крупноузловую разборку-сборку. Когда вы меняете ремкомплект на ЭУРе, будьте готовы к тому, что придется дополнительно заказывать изготовление втулки (если она бронзовая, например). Кустарно заменить ремкомплект рейки с ЭУР не получится.

Ремкомплект рулевой рейки без ГУР

Ремкомплект для рейки без усилителя (“сухая” рейка)

Что входит в ремкомплект и как выходит из строя

Теперь понятно, зачем нужен ремкомплект, но для чего нужны отдельные его составляющие?

Сальники рейки - это резино-технические уплотнительные детали, которые герметизируют элементы рейки. Есть два вида сальников: стандартные и силовые. Со стандартными все понятно, а силовые сальники устанавливают туда, где есть сверхдавление. Например, в силовой цилиндр.

Сальники могут изнашиваться:

  • механически - от трения;
  • химически - портятся от постоянного взаимодействия с маслом;
  • сальник может вылететь из-за высокого давления: эта беда происходит из-за неправильно подобранного по мощности насоса или не тех комплектующих  ремкомплекта.

Опорная втулка рейки - деталь, на которую опирается шток, и не дает валу рейки люфтить. Опорные втулки бывают разные - бронзовые (часто используют на ЭУР), стальные, пластиковые и резиновые.

Почему ломаются втулки:

  • механический износ;
  • некорректный ремонт.

Подшипники рулевой рейки (шариковые) обеспечивают осевое вращение вала распределителя. Подшипник, как и сальник, подвержен механическому износу.

Резиновые кольца создают герметичность соединений рейки. Они устойчивы к химическому износу, а к механическому - нет. Также со временем изнашиваются от перепада температур.

Тефлоновые кольца, как резиновые, только круче за счет полимерного состава - обеспечивают не только герметичность, но и стойкость к высоким температурам. Их ахиллесова пята - механический износ.

Еще есть прокладки. Они используются в рейке и редукторе ГУР, в насосе - то есть там, где есть рабочие жидкости, масло. Прокладки отвечают за герметичность всего узла. Страдают от химического и механического воздействия.

Сферы, они же стальные шарики, используют в рулевом управлении для вращения валов. Но от тяжелого труда сферы редуктора могут крошиться или сплющиваться. А когда сплющился (или вылетел) один шар, вслед за братом выпадают и остальные - редуктор отказывает, рулевое не работает. В подшипниках история с шариками такая же: раскрошился (вылетел) один - вылетели все. Стадный инстинкт, видимо.

Все “полетевшие” уплотнения - тефлоновые и резиновые колечки, прокладки, сальники -  проявляются:

  • в тугом руле;
  • стуке или скрежете под капотом;
  • в течи масла;
  • большом расходе масла.

Симптомы слишком общие, и водителю сложно самостоятельно определить, какие комплектующие износились. Поэтому разумно будет приехать на профильное СТО для диагностики.

Ремкопмплект рулевого редутора

Ремкомплект для редуктора с ГУР

Как заменить ремкомплект

Некоторые автолюбители пытаются заменить ремкомплект самостоятельно - то ли их так прет кружок “Умелые ручки” у себя в гараже, то ли Э-экономия. Как мы уже говорили, с ЭУРом лучше не морочить голову, и ехать на СТО.

А теперь возьмем рейку с ГУР. Ее нужно снять с авто, отсоединить тяги, снять пыльники - теперь рейка готова к замене ремкомплекта.

Начинаем с части распределителя:

  • снимаем пыльник распределителя и стопорное кольцо;
  • снизу распределителя снимаем заглушку и гайку;
  • откручиваем регулировочную гайку, снимаем уплотнительное резиновое колечко, а за ним АККУРАТНО выбиваем боковую поджимку;
  • аккуратно выбиваем распределитель, снимаем сальник и подшипник, смотрим, в каком они состоянии.

Теперь переходим к части штока:

  • вынимаем опорную втулку;
  • нажимая со стороны распределителя, выдавливаем шток с сальником из корпуса;
  • вынимаем шток.

Алиллуйя, рейку разобрали!

Это была прелюдия. Прежде, чем менять ремкомплект, проверьте состояние штока и корпуса (в части распределителя тоже) - на них не должно быть выработки или ржавчины. А теперь, внимание, замена ремкомплекта:

  • Смазываем корпус рейки изнутри, смазываем посадочное место под новую втулку и саму новую втулку - это важно.
  • Меняем ремкомплект распределителя: ставим новые тефлоновые кольца. Внимание! Тефлоновые уплотнители немного растягиваются при посадке, поэтому их придется обжать. Распределитель откладываем.
  • Запрессовываем нижний сальник.
  • Усаживаем новый силовой сальник в корпус рейки.
  • Ставим шток в корпус, усаживаем второй новый сальник на шток, ставим втулку с новыми уплотнительными кольцами.
  • Ставим распределитель на место. Шток должен быть повернут зубьями в сторону червяка. Смазываем червяк и аккуратно вставляем в посадочное место.
  • Ставим подшипник, верхний сальник, стопорное кольцо, пыльник - если нужно, новые.
  • Фиксируем шток рейки и переворачиваем ее в тисках, чтобы поставить боковую поджимку.
  • Закручиваем нижнюю гайку.

После всех манипуляций не забудьте отрегулировать рейку.

Самое главное в этом виде ремонта - это успешно разобрать и собрать рейку. Для некоторых действий нужен специнструмент - обжимки, оправки, съемники сальников и втулок. Устанавливая сальники, важно поставить их ровно и не повредить “начинку”, иначе они просто не будут герметично запирать силовой цилиндр. Также, снимая и устанавливая ремкомплект, важно не поцарапать поверхность штока или корпуса - не забывайте, что рейка с ГУР должна быть герметичной.

В большинстве случаев рейка после кустарной замены ремкомплекта в гараже не работает. Разочарованные водители едут на СТО, чтобы все-таки поменять несчастный ремкомплект, а иногда и прикупить новую рейку.

А на СТО результат такого “колхоза” веселит автомехаников, когда им привозят раскошмаренную рейку, которая окончательно сломалась после гаражного ремонта. И там, где можно было обойтись малой кровью, приходится исправлять ошибки домашних мастеров.

Не надо так. Не рискуйте здоровьем своей рейки, не экономьте на вашей безопасности. Как говорится, скупой платит дважды.

Мастер Сервис